Вот статья очень влиятельного в мире рєпа человека SHAKE YA ASS или ПОЧЕМУ НИКТО НЕ ЛЮБИТ BOUNCE
Как сейчас помню - было лето… Или осень. Ну или на крайняк весна, но уж точно не зима. Год был то ли 2000-й, то ли 2001-й, да это и не важно по большому счету. Скажем так, в начале XXI века, я, Крэк и Дип курнули на улице какой-то гадости и пошли к Дипу домой приколоться по чаю со сладостями и посмотреть "Американскую 20-ку" по MTV. В ту пору это была, пожалуй, единственная телепередача, державшая нас в курсе событий буржуйского хип-хоп мира, ибо она почти всегда наполовину состояла из самых горячих рэп-клипов.
Мы поставили чайник, расселись по своим любимым местам и, как обычно это бывает после сеансов фито-терапии, принялись галдеть и прикалываться. И продолжалось все это безобразие до тех пор, пока на экране неожиданно не появились три аппетитные шоколадные женские задницы, крутившиеся вокруг Mystikal’а и какого-то то ли опойного, то ли обдолбанного чувака в кепочке дальнобойщика с Дикого Запада. Как оказалось впоследствии, этим опойным дальнобойщиком был никто иной, как один из самых популярных сегодня хип-хоп продюсеров, лидер битмейкерской команды NEPTUNES, Pharell Williams. В паре с Mystikal’ом они с голубого экрана представили нам гимн всех хип-хоп танцполов "Shake Ya Ass" или "Shake It Fast" (именно так песня называлась в политкорректном цензурном варианте). Для нас, укуренных поклонников рэпа, трек казался поистине революционным - гулкие бочки, разреженные снэрики, минималистические клавиши - фирменный нептуновский саунд в сочетании с неповторимым стилем Mystikal’а и мурлыканьем Pharell’а просто-напросто ввели нас в ступор. Что это - рэп будущего или жалкое подобие левой руки?.. Мы сидели и [цензура], разинув рты и уставившись в экран телека. Так состоялось мое знакомство с баунсом (от англ. bounce - прыгать, скакать), переросшее в скором времени в серьезное увлечение. Что же это за зверь такой - bounce? Попробуем разобраться вместе.
Для начала, дорогие мои детишечки, разберемся с терминологией. Что можно называть баунсом, а что нет? Какими характерными признаками обладает этот стиль?
Так вот, дорогие мои детишечки, сразу поставлю вас в тупик - нет такого стиля. Нет и все. По крайней мере ни в одном хип-хоп справочнике я не нашел его определения (скажу по секрету - я и не искал, ибо нет таких справочников; единственный справочник, которым я пользуюсь - моя голова, в которой полно всякой информации, касающейся рэпа). Bounce - это просто-напросто "русское" название клубного, танцевального рэпа. Зачастую баунсом у нас в России называют Dirty South rap. А почему? Да потому что наиболее яркие представители этого направления любят кричать в своих песнях "Shake ya ass! Shake ya booty! Bounce wit me!" Вот и решил кто-то из наших ушлых рэпников для простоты повесить на все это многообразие один-единственный ярлык - BOUNCE. Так всегда у нас в России: проколол ухо - неформал, постригся коротко, надел спортивный костюм - гопник, ну а если достаток твоих родителей выше среднего - значит мажор. Любят у нас в России ярлыки навешивать и ничего с этим не поделать, увы…
Ну, да ладно, что-то я заболтался с вами, дорогие мои детишечки. Вернемся к баунсу, точнее к тому, что называют баунсом наши рэпперы. Поболтаем о южном рэпе, благо поводов для этого море - экспансия южан в американском хип-хопе оказалась настолько мощной, что игнорировать такое явление, как южный рэп, долее не представляется возможным. В прошлое уходят 2Pac и Biggy, Wu-Tang и Cypress Hill, настает время новых героев - Nelly и Ludacris, David Banner и Bonecrusher, и конечно же, пресловутый Lil Jon со своими Eastside Boyz…
А начиналось все довольно невинно - в далеких 80-х, где-то в Майами, на берегу Атлантического океана. Как гласят летописи хип-хопа, в начале была Miami Bass Music - бит, бас, быстрый темп и выкрики МС - музыка для танцев на пляже, для полуголых девушек и пацанов. С подачи дядюшки Люка и его бригады 2 Live Crew, bass music приобретает вполне определенный сексистский характер, что в дальнейшем отражается на всем Грязном Юге. Кстати, термин DIRTY SOUTH ввели одни из патриархов южного рэпа - команды OutKast и Goodie Mob, которые вместе с продюсерской бригадой Organized Noise образуют клан Dungeon Family. Им также принадлежит введение аббревиатуры ATL для своего родного города - Атланты, этакого культурного центра южного рэпа. Кроме ATL, можно выделить еще несколько городов, подаривших миру звезд Dirty South. Это Новый Орлеан, Хьюстон, Джорджия, Луизиана, Сент-Луис и др. Совершим небольшой виртуальный тур по некоторым из перечисленных городов и познакомимся с артистами, благодаря которым эти города были нанесены на хип-хоп карту Америки.
АТЛАНТА (ATL). Как я уже говорил, Атланта - родина OutKast, группы, которая не нуждается в представлении. В содружестве с битмейкерами Organized Noise они с середины 90-х не перестают удивлять своих поклонников и мировое хип-хоп сообщество в целом новаторским подходом к музыке, рифме и рэпу вообще. Пожалуй, это наиболее яркие представители стиля, признанные не только фанатами, но и серьезными критиками. Достаточно подсчитать, сколько Грэмми и прочих ценных статуэток в их багаже, чтобы придти к выводу - да, это и есть законодатели жанра.
Но не только Big Boi и Andre 3000 "рулят" в Атланте. Очень высок рейтинг некоего Кристофера Бриджеса, также известного как Ludacris. Проработав пару лет ди-джеем на радио (под псевдонимом Mr Luva-Luva он вел ночное шоу о сексе), он накопил деньжат да и выпустил свой дебютный альбом "Incognegro" на небольшом независимом лейбле. Неожиданный успех этой пластинки привел к тому, что глава южного отделения рэп-гиганта Def Jam по имени Scarface предложил Лудику весьма выгодный контракт. Scarface, кстати, тоже является одним из патриархов южного рэпа - кто не помнит знаменитую гэнгста-команду начала 90-х GETO BOYZ, тот не рэппер - хотя бы потому, что в GETO BOYZ состоял единственный в мире рифмующий карлик. Но это уже другая история - история гангста-рэпа, а мы с вами сейчас говорим о баунсе. Итак, дебютный альбом Лудакриса был переиздан под названием "Back For The First Time", для которого сам Timbaland написал музыку к полудюжине треков. Постарались и Organized Noise, приложив руку к трем песням. Результат может предсказать даже ребенок - платиновый статус, концертный тур по США, множество приглашений в совместные треки почти со всеми рэп-звездами, запись второго сольника и выпуск дебютного альбома "Golden Grain" своей "подшефной команды" - Disturbing Tha Peace (DTP). Второй альбом, "Word Of Mouth", оказался не менее успешным, чем первый. Бешеной популярностью пользовался хит "Area Codes", записанный совместно с Nate Dogg’ом и вошедший в саундтрек к фильму "Час пик 2". В скором времени появляется третий альбом Луды - "Chicken & Beer", и вновь попадание в "десятку"!!! Теперь уже Лудакрис может позволить себе и разработку собственной линии одежды, и съемки в фильмах… А начинал-то как обычный ночной радиоведущий… Кто бы мог подумать!!!
Из тех жителей Атланты, кого еще стоило бы упомянуть в нашем эссе, отметим Youngbloodz (два чувака, воспевающие пьянство; одного из них зовут Sean Paul, но не стоит путать его со звездой дэнсхолла), David Banner (МC и битмейкер, прославляющий в своих песнях Миссисипи, продюсировавший треки таким звездам, как Busta Rhymes, Redman, N.O.R.E., Snoop Dogg и др.), и конечно же King Of The Crunk (король обдолбышей) Lil Jon собственной персоной, окруженный свитой из Мальчиков с Истсайда (The Eastside Boyz). Этот чувак и его бригада заслужили уважение всех известных артистов, имеющих отношение к клубному рэпу. Россиянам Малыш Джон знаком по коллаборации с Usher’ом и Ludacris’ом в треке "Yeah", который, собственно говоря, Lil Jon и спродюсировал. Но если мы обратимся к летописям хип-хопа, то увидим, что в активе Малыша и его бригады 4 альбома, порно-фильм и коллекция солнцезащитных очков. "Мы одни из тех, под чью музыку вам хочется танцевать», - говорит Lil Jon. - "We're the motherfuckers that got yo ass crunk". Вот и все, коротко и ясно.
НОВЫЙ ОРЛЕАН. Именно из Нового Орлеана началась южная экспансия в большой хип-хоп, начавшаяся в конце 90-х прошлого века. Именно отсюда родом две самые влиятельные южные тусы: Cash Money Millionaires и No Limit Records. Оба клана имеют много общего: образовались примерно в одно и то же время, взаимоотношения внутри клана строятся на основе родственных связей, и те, и другие пропагандируют гангстерский антураж и bling-bling (любовь к золоту, платине, бриликам и прочим дорогим погремушкам). И естественно, что с самого момента зарождения эти две бригады жестко конкурировали друг с другом.
Костяк No Limit Records составляла семья Миллеров, состоящая из трех братьев, в хип-хоп мире известных под именами Master P, C-Murder и Silkk The Shocker. Старший, Перси (он же Master P), совмещал увлечение рэпом с игрой в баскетбол (несколько сезонов он весьма успешно выступал в НБА за команду "Charlotte Hornets"). Пи всегда мечтал открыть свой лейбл, но денег, заработанных на баскетбольной площадке, едва хватало, чтобы сводить концы с концами - кроме двух младших братьев, ему приходилось заботиться обо всех многочисленных отпрысках старика Миллера, дедушки Перси. Когда же последний в преклонном возрасте отправился на тот свет, полученные в наследство 10 штук бэ Перси вложил в собственное дело, а именно в создание рекорд-лейбла. И понеслась [цензура] по кочкам! Релизы штамповались по несколько штук в месяц. Кроме сольных работ от Master P, C-Murder и Silkk The Shocker были выпущены альбомы группы TRU (в состав которой вошли все три брата), 504 Boyz и множество компиляций. Среди бойцов лейбла значились такие исполнители, как Fiend (впоследствии ушедший в Ruff Ryders) и Soulja Slimm (через несколько месяцев после освобождения из тюрьмы в 2002 году он был застрелен неизвестными на пороге своего дома). Герой "Бури в пустыне" Mystikal, упомянутый мной в начале статьи, так же выпустил один из своих альбомов на No Limit Records. Даже Snoop Doggy Dogg, отбросивший от своего имени Doggy, расторгнув контракт с криминальной Death Row, подписал с Master’ом Р соглашение на выпуск трех альбомов. К моменту выхода последнего из них, получившего название "Tha Last Meal", дела у No Limit шли из рук вон плохо - артисты бежали с лейбла, как крысы с тонущего корабля. Кроме того, средний братец Миллер, он же C-Murder, был заключен под стражу по обвинению в предумышленном убийстве и шансы быть оправданным e y него практически равны нулю. Тем не менее, пройдя через все эти трудности, Master P не сломался и снова готов к великим делам. Обновленный лейбл был назван The New No Limit, и теперь надежды Перси связаны с его сыном Lil Romeo, который, не достигнув еще совершеннолетия, имеет в своем активе пару альбомов и несколько ролей в кино. Кроме того, сам Мастер недавно выпустил свой юбилейный, десятый по счету, сольный альбом. Сейчас все у него, в принципе, в порядке, так что печалиться не стоит, дорогие мои детишечки…
Во главе лейбла Cash Money Records стоят 2 брата - Bryan “Baby” Williams и Ronald “Slim” Williams. Последний ведет финансовые дела фирмы, не вмешиваясь в творческий процесс. Что же касается творчества, то тут все очень и очень запутанно. Классический состав тусовки Cash Money Millionaires включал Baby, битмейкера и МС Mannie Fresh’а (в паре с Baby они образуют команду Big Tymers), а так же Juvenile’а, Lil Wayne’а, BG и Turk’а, которые были объединены в группу Hot Boyz. Самым успешным релизом Cash Money стал, пожалуй, альбом Juvenile’а 1998 г. "400 Degrees", в который вошли суперхиты "Ha!" и "Back Dat Azz Up" (в цензурном варианте - "Back Dat Thang Up"). Весь продакшн лейбла покоится на могучих плечах Mannie Fresh’а, которого называют "королем стрип-клубов". Такая слава за ним укрепилась потому, что под музыку, написанную Мэнни, на Грязном Юге очень любят зажигать стриптизерши. По словам самого Мэнни, чтобы написать хит, ему требуется не более 15 минут. Это объясняет чудовищную плодотворность американских Братьев Наличных. После успеха альбомов Juvenile’а, Lil Wayne’а и Big Tymers на Cash Money произошла та же беда, что и на No Limit - почуяв запах денег, ведущие артисты лейбла начали мылить лыжи. Первым со скандалом свалил Juvenile, обвинив Малыша Вильямса в том, что он отжимал у Джуви бабосы. Вскоре после его ухода свалили BG и Turk. Честь лейбла пришлось отстаивать Lil Wayne’у, который в пику Джуви назвал свой очередной альбом "500 Degrees". Чтобы поддержать тонущую лодку на плаву, Baby выпустил весьма успешный сольный альбом "Birdman" и подписал контракты с несколькими восходящими звездами Грязного Юга. А Juvenile, потратив заработанные бабки на выплату алиментов и освобождение под залог и не выпустив ни одного альбома с момента ухода с лейбла, со слезами на глазах приполз назад к Baby, как блудный сын, вернувшийся в родные пенаты. Выпущенный в начале 2004 г. альбом "Juve The Great" до сих пор держится в Bollboard’s Top 100, а Джуви снова валит "налево" - в очередной раз расплевавшись с руководством Cash Money, он пытается замутить собственный лейбл. Вот и верь после этого людям…
ХЬЮСТОН (H-Town). Самой яркой звездой Хьюстона сегодня является Lil’ Flip - чувак, признанный "Бесспорным Королем Фристайла на Грязном Юге". Отмеченный в 2000 г. журналом THE SOURCE как "перспективный новичок без контракта", Flip буквально за пару лет поднялся от статуса локального феномена до уровня мультиплатинового артиста и главы собственного лейбла. Свой дебютный альбом он спродюсировал сам и сам же осуществил маркетинговые исследования и дистрибьюцию. Результаты превзошли все ожидания - изданный независимо альбом разошелся тиражом 150 000 копий, а компания Columbia Records предложила Флипу контракт, основываясь только лишь на том кредите респекта, что он заработал на улице. На самом деле секрет его успеха чрезвычайно прост. В то время как средняя цена компакт-диска в США 11 баксов, он толкал свое какашечки всего по 5 грин! А тупорылые белые америкосы из среднего класса (которые, кстати, являются основными потребителями продукции рэп-индустрии), не видя принципиальной разницы между тем или иным южным рэппером, покупали альбом того, чьи диски были дешевле! Вот что значит грамотный маркетинг плюс немного везения.